Эксклюзив Новостного агентства «Харьков»
В течение последней недели поселок шахты 6/7 на окраине Горловки не исчезает из военных сводок. ВСУ обрушили на гражданский сектор огонь из всех доступных видов вооружения, заставив местных жителей снова и снова спускаться в укрытия.
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, Twitter, Telegram, а также блог Дзен.
Кто-то пережидает обстрелы дома, кто-то - спешит в бомбоубежище, расположенное в здании местной школы.
Военный корреспондент Новостного агентства «Харьков» побывал в подвале, который для некоторых жителей Горловки стал не просто спасением во время обстрелов, но и единственным домом.
Трагичные истории школ Донбасса
Учебные заведения, оказавшиеся в эпицентре боевых действий, - особенная тема для Донбасса. Широкую огласку получила история школы №57 в Киевском районе Донецка, которую в первый день занятий накрыла артиллерией армия Украины. Вот уже несколько лет не исчезает из сводок школа в поселке Зайцево на окраине Горловки, точнее ее руины, которые и по сей день не дают покоя украинским силовикам.
На сегодня 57-я школа в Донецке смогла оправиться после чудовищного обстрела, унесшего жизни нескольких человек, и полноценно функционирует, выпуская учеников. Школа же в Зайцево и по сей день принимает на себя удары ВСУ и нацбатов.
Однако в течение последних двух недель СМИ активно сообщают о школе, расположенной на другой окраине прифронтовой Горловки - в поселке шахты 6/7. Учебное заведение не работает уже много лет, и в годы войны превратилось в полноценное бомбоубежище для жителей близлежащих улиц. Именно туда на протяжении нескольких дней направляют огонь из минометов и противотанкового вооружения ВСУшники.
Возвращаться некуда и незачем
Самое страшное в этой истории не то, что для некоторых подвал школы служит временным убежищем, а что для кого-то он сегодня единственная крыша над головой - несколько человек живут там с самого начала войны, а это уже почти шесть лет. Людмиле Петровне 70 лет. Всю жизнь она прожила в поселке шахты 6/7, и школу заканчивала здесь же. Но даже в кошмаре женщина не могла представить, что старость ей придется доживать в подвале этого учебного заведения.
Однако жизнь оказалась страшнее кошмаров. С первых дней войны Людмила Петровна с сыном живут в подвале школы, который за это время был превращен в едва ли не полноценный дом. Здесь есть телевизор, холодильник, плита, на которой готовят еду. Единственное, что не дает забыть о реальности, - отсутствие окон. Свет исходит только от лампочки под потолком.
Как объясняет женщина, спуститься в подвал насовсем им пришлось не из-за страха, что однажды в их дом может прилететь снаряд. В самом начале боевых действий, в 2014 году, группа украинских силовиков оказалась на окраине поселка, не подозревая, что им навстречу уже выдвигаются силы ополчения. Когда завязался бой, добробатовцы начали отступать, ведя хаотичный огонь. Под прицел танка попал дом Людмилы Петровны, по которому ВСУ из ненависти выстрелили трижды.
«Мы с сыном были в подвале летней кухни в тот момент. И после этого я сказала: нет, все. Ну что там этого подвала? Ямка, и все. Знаете, как страшно? А тогда люди уже начали собираться здесь (в школе, - прим. ред)», - рассказала Людмила Петровна.
По словам женщины, сложно сказать, что сильнее держит ее в подземелье - отсутствие жилья или страх. Дом больше не пригоден для проживания, в нем огромная дыра на всю стену, а обогреть комнаты зимой невозможно даже с постоянным отоплением. К тому же их улица - крайняя на поселке, впереди - украинские позиции, огонь не умолкает ни на мгновение. Только за текущую неделю поселок трижды оказывался под массированным обстрелом, результатом которого стали многочисленные разрушения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ситуация в Донбассе накалилась - ВСУ нанесли удар по жилому поселку ДНР
Последняя обитель
Помимо Людмилы Петровны и ее сына, в подвале школы проживают еще шесть человек - те, кому попросту некуда идти. Люди годами, а то и десятилетиями наживали имущество, строили дома, которые сегодня превращены в руины. Где-то прилеты единичные, но уничтожившие все, а некоторые участки становятся мишенью для ВСУ на все годы войны, хотя уничтожать там уже нечего.
Корреспондент Новостного агентства «Харьков» зашел в один из таких домов: крыши нет, остались только стены, на полу – остатки некогда мирной и счастливой жизни. На полу лежит одинокая вратарская перчатка – по размеру для подростка. В соседней комнате – футбольная обувь. Рассуждения о том, где сейчас эта семья и как складывается их жизнь, прерывает затяжная очередь из крупнокалиберного пулемета.
Военкор поспешил покинуть простреливаемый участок и между домов вышел на соседнюю улицу, которая упирается прямо в здание школы. Оно самое высокое на территории поселка, несложно догадаться, почему ВСУ и нацбаты обрушивают на здание шквальный огонь – это самая доступная цель на данном направлении.
С первого дня боевых действий местные жители начали использовать здание школы как укрытие во время обстрелов. В последующем подвал переоборудовали под длительное пребывание, а вскоре и вовсе стали там жить. Сейчас в подземелье постоянно находятся восемь человек, однако в пик обострения людей было значительно больше. Кто-то со временем нашел возможность выехать с территории обстреливаемого поселка, но для некоторых подвал школы стал последней обителью.
«Из подвала мы уже пять человек вынесли. На кладбище, - тяжело говорит Людмила Петровна. – Не выдерживают люди…»
Риторический вопрос о Родине
На входе в школу, там, где лестница уводит в бомбоубежище, рисунок на стене – строки известного многим стихотворения из школьной программы: «Любите Украину, как солнце любите…». Слово «Украина» старательно затерто – это сделали те, кто месяцами жил в подвале. Не из слепой ненависти, а просто потому, что невыносимо было видеть эти строки каждый раз, когда приходилось бросаться вниз по ступенькам, слушая, как осколки прилетают все ближе.
Внизу ждала сопровождающая и Людмила Петровна. Они сидели на скамейке, прямо под строками Симоненко. Люди, которые годами считали, что их Родина – Украина, а сегодня от этого остались только слова на стене. Сама же Украина снова напоминает о себе мощным огнем.
Корреспондент успел уехать незадолго до начала нового обстрела поселка. Летят мины 120-го калибра, снова по зданию школы, в подвале которого ждет наступления мира Людмила Петровна.
Георгий Медведев специально для Новостного агентства «Харьков».
Фото на главной: «Голос правды»
Свежие комментарии