Без малого 25 лет тому назад, в апреле 1995 года, великий советский писатель Борис Стругацкий опубликовал статью под названием «Фашизм – это очень просто». Природу фашистских режимов исследовали и описывали многие учёные и мыслители от современников зарождения этой человеконенавистнической идеологии – Георгия Димитрова, Антонио Грамши – и до наших современников.
Но, пожалуй, столь ёмкую характеристику фашизму мог дать только публицист. Причём очень искренний, настоящий патриот своей Родины. Не рядовой литератор, а писатель с большой буквы, тот, кого называют «инженером человеческих душ». Его вывод был крайне лаконичен. Он утверждал, что фашизм складывается всего из двух составляющих – диктатуры и национализма. И, как мы убедились, великий фантаст оказался прав.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группу ВКонтакте и блог Дзен.
Вспомним, как зарождался на Украине национализм. Сперва робкий, начавшийся в 90-е годы с заявлений о формировании некоей «украинской нации». С обещаний, что будет построена такая Украина, в которой русскому будет лучше, чем в России, а еврею – чем в Израиле. Сейчас можно горько шутить, что среди нынешней киевской клики есть и русские, и евреи, которые действительно добились лично для себя большего, чем смогли бы достичь в нормальной демократической стране. Хоть в России, хоть в Израиле, хоть на Украине, останься она нормальным государством.
Но, к сожалению, Украина избрала другой путь. Уже в нулевых националисты перестали стесняться. Кроме лозунгов «Москалей на ножи» они начали провозглашать концепцию «Пам'ятай чужинець - тут господар українець!
». К чему привела эта дорога, мы наблюдаем последние пять лет.Для окончательного формирования фашистского режима не хватало только второго компонента – диктатуры. И она была установлена в 2014 году. И пусть никого не смущает имитация демократических процедур, гитлеровские национал-социалисты тоже «победили» на выборах, зачистив потом всех своих оппонентов.
Но у диктатуры есть свои исторические законы, определяющие её развитие. Для подавления протестных настроений требуется постоянное применение насилия. И, если нет возможности осуществлять его с соблюдением видимости хоть какой-то законности, насилие отдаётся на откуп негосударственным структурам. Неважно, как они называются – штурмовики, тонтон-макуты, герои АТО, активисты… Суть одна – государство утрачивает монополию на насилие, после чего крах такого государства лишь вопрос времени.
Борис Стругацкий так описал этапы деградации любого фашистского государства: «устранение инакомыслящих - подавление неизбежного протеста - концлагеря - упадок мирной экономики - милитаризация - война». И Украина подтверждает его гениальное предвидение. Экономика в упадке, граждане не просто уезжают, а уже бегут из страны победившего здравый смысл «достоинства». Более того, даже по официально публикуемым данным темпы депопуляции бьют все антирекорды.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Каждую минуту из Украины уезжают 2 человека - впечатляющие данные статистики
Что же дальше? Война? Нет, не та, что идёт на Донбассе. Эта война сейчас больше идёт в медийном пространстве. А полноценная, с каким-нибудь сопредельным государством. Когда у действующей украинской элиты больше не останется возможностей сохранять свою власть?
При этом как поступать в подобной ситуации соседям Украины, и всему мировому сообществу, написал в своих мемуарах ещё Уинстон Черчилль: «В 1934 году проблему нацистской Германии можно было решить одним батальоном. В 1936-ом - одной бригадой. В 1938 году лёгкого военного решения уже не существовало».
В таком случае, возможно, стоит рассматривать вариант ввода миротворческого контингента? Только не на Донбасс, а прямо в Киев. Для того, чтобы принудить к выполнению Минских соглашений тех, кто их откровенно игнорирует.
А самый главный урок, который мы должны вынести для себя, заключается в том, что нужно делать, чтобы не скатиться в фашизм самим. И на него в тексте Стругацкого тоже можно найти ответ. Вот как он обозначил важнейший признак фашистской идеологии - деление людей на «наших и ненаших». Так что один из факторов, удерживающий от сползания в фашизм, - это способность сопереживать, помогать соседу.
Пока мы будем считать необходимым помочь всем, страдающим от фашизма, хоть в Донецке, хоть в Киеве - мы остаёмся людьми. Пока для нас все «наши», МЫ НЕ ПОЗВОЛИМ ЗАРОДИТЬСЯ ФАШИЗМУ СРЕДИ НАС. Отрадно, что такой подход в России распространён от рядовых граждан и вплоть до военно-политического руководства.
Когда президент заявляет о готовности государства выплачивать вступившим в российское гражданство пенсионерам две пенсии - и российскую, и украинскую, это помощь не только им. Это помощь и нам самим. Помощь и напоминание, что фашизм - это очень просто. И мы не хотим идти этой «простой» дорогой.
Григорий Тарасенко, специально для Новостного агентства "Харьков"
Свежие комментарии